Специалист или генералист? (часть 1)

Именно такую тему письма я увидел через некоторое время после того, как получил сертификат ITIL Foundation. С тех пор эта фраза часто крутится у меня в голове и всплывает в самых разные моменты и по самым разным поводам. Действительно, что лучше? Быть очень крутым специалистом в своей области и знать все технологические изыски? Иметь широкий обзор по всевозможным решениям? Безусловно, везде есть свои огромные плюсы и небольшие минусы. Не претендуя на истину в последней инстанции, я решил поделиться с тобой своими мыслями по этому поводу. Итак, что же выбрать? Специалист или генералист?

Что же выбрать?

Что же выбрать?

Начнем с того, что кажется более понятным. Когда мы говорим «Специалист», мы имеем в виду человека, который хорошо осведомлен в какой-то области знания. Например, программирование. С точки зрения обычного человека, не сильно приближенного к ИТ-сфере, программист – это тот, кто занимается созданием программного обеспечения. Чаще всего имеется в виду именно написание кода программы. И большинство людей будут считать, что «программист» — это в своей области «специалист».

У людей, работающих в сфере ИТ, такая трактовка, безусловно, вызовет улыбку. Они прекрасно знают, что разработкой программного обеспечения занимается широкий круг специалистов: системных архитекторов, аналитиков, руководителей проектов, инженеров ПО, кодеров. Это первый уровень специализации. Я назову ее базовой. Более сильная специализация и выкристаллизовывание термина «специалист» идет дальше, когда мы уже начинаем выделять инженера по разработке ПО со знанием языка Java, C/C++, Python, Perl и т.д. Вот где идет реальная специализация: люди, которые работают постоянно с определенной технологией, знают огромное количество нюансов, проблем, неочевидных best-practices, которые здорово помогают при создании и/или поддержке продукта.

Представь, это как с врачами и поликлиниками. Недавно я услышал историю, в которой очень хорошо видно, что такое специалист, «специалист» и генералист. Человек делал рентгеновский снимок, и первоначальный диагноз ставил терапевт. Все мы знаем, что терапевт – это такой доктор, к которому мы идем со всеми болезнями. То есть терапевт — это генералист. Дальше со своим снимком он направился к ЛОР-врачу. С одной стороны – это гораздо большая специализация по сравнению с терапевтом. С другой стороны, как оказалось дальше, это не финальная степень специализации. После уточнения диагноза у ЛОР этот человек отправился к специализированному ЛОР-врачу, который специализируется на проблемах с носом. А есть еще ЛОР-врачи сурдологи и т.д. То есть, мы видим ту же структуру и уровень специализации, что и в ИТ сфере.

Специалист и генералист

Специалист и генералист

Какие есть плюсы в том, чтобы быть специалистом? Ты маг и волшебник в своей области. Ты реально можешь улучшить практически любой проект, если решение задач в твоей компетенции. Надо отметить, что настоящие специалисты высокооплачиваемы. Причем даже очень. Кроме того, очень часто именно из таких специалистов выделяется группа людей, которые называются R&D – Research& Development. Говоря про мои любимые сетевые технологии, R&D– это те люди, которые создают новые коммутаторы/маршрутизаторы, улучшают существующие, разрабатывают и внедряют новые технологии.

Какие есть минусы? С моей точки зрения он один: узкая специализация подразумевает глубокое погружение в выбранную специальность. Это означает, что сменить свой курс будет очень и очень сложно. То есть ты действительно должен заниматься тем, что доставляет тебе удовольствие, а не просто приносит деньги.

С чего надо начинать, чтобы стать специалистом? С того, что найти, что тебе нравится. Например, тебе нравятся сетевые технологии. Это классно, потому что нам они тоже нравятся. Но сетевые технологии, это общая специлизация, как ЛОР врач. Дальше определяемся с тем, что нам реально нравится: Routing and Switching, Design, Security, Voice, DataCenter, Wirelessил и что-то другое. И начинаем идти в этой области от уровня CCNA до CCIE. Мне довелось в живую общаться со специалистами CCIE как русскоговорящими, так и нет. Положа руку на сердце скажу, что это реально специалисты, которые нужны, если сеть организации довольно большая и/или активно развивается. Очень часто надо знать много специфических особенностей технологий, их реализацию в железе, которая даже CCNP специалисту не будет известна.

Однако начинать сразу с подготовки к CCIE не стоит, так как объем информации и ее сложность может отпугнуть. Лучше начать с CCNA и понять, что это действительно то, что тебе нравится. Так гораздо проще исправить ошибку, если ты выбрал не ту специализацию

Как говорил один знакомый парикмахер: «Мне просто нравится стричь, я получаю от этого кайф. Даже если бы за это не платили деньги, я бы все равно стриг. А тут еще и платят – супер!» Узнал себя? Строить сети доставляет тебе такой же кайф? Не останавливайся, иди дальше к вершинам специальности!

В следующей заметке мы рассмотрим, что такое генералист в ИТ сфере.

С наилучшими пожеланиями,
Антон Корнелюк


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Hide me
Получать регулярно свежие материалы, лабораторные и вебинары
Email Имя
Show me